Владислав (wlad_1978) wrote,
Владислав
wlad_1978

Categories:

Искусство прятать сокровища

Оригинал взят у ffeztromopв Искусство прятать сокровища
Считается, что в Чехии нет музеев мирового уровня. По крайней мере, с соседними Веной или Берлином чешские музеи как-то даже неловко сравнивать. Отчасти в этом виноваты сами чехи. Многие уникальные экспонаты из местных собраний десятилетиями не покидают сейфов и запасников. Так тщательно прятать сокровища, пожалуй, не умеют больше нигде в мире...


Чешские коронационные драгоценности на выставке в мае 2013 года. Следующий раз корону святого Вацлава покажут только в 2018 году.

В других странах такое тоже бывает. Правда, не в таких промышленных масштабах. Знаменитую Туринскую плащаницу, например, выставляют раз в десять лет, но это все-таки сакральный объект. Две последние фрески Микеланджело в капелле Паолина в Апостольском дворце Ватикана вообще никто из простых смертных никогда не видел. Хотя считается, что это лучшие живописные работы Микеланджело. Однако всё это единичные примеры. В Чехии же, в силу какой-то совершенно необъяснимой логики, такое происходит постоянно и повсеместно. Памятники мировой культуры, которые, по идее, могли бы привлечь в страну толпу дополнительных туристов, десятилетиями скрыты от людских глаз.

Пример коронационных драгоценностей самый вопиющий, но далеко не единственный. Как известно, чешские королевские регалии выставляют раз в пять лет и всего на десять дней. Желающим увидеть их приходится отстаивать многочасовую очередь. Остальное время сокровища хранятся под семью замками (в прямом смысле под семью замками) в специальной комнате в соборе святого Вита. Обычно это объясняется традицией. Якобы еще Карл IV завещал показывать корону только в исключительных случаях. На самом деле, в нынешнем виде традиция возникла лишь после Бархатной революции, и ничто не мешает слегка ее подкорректировать. Пусть раз в пять лет, раз уж так повелось, но хотя бы на какое-то более-менее адекватное время, чтобы все потенциальные желающие могли приехать в Прагу и без проблем увидеть корону святого Вацлава. Три или четыре месяца с возможностью заказать билет по интернету было бы, как мне кажется, в самый раз.

Нужно понимать, что в мире сохранилось всего четыре средневековых венца такой ценности и значимости. Три остальных можно увидеть практически в любое время. Корона Священной Римской империи постоянно выставлена в сокровищнице дворца Хофбург в Вене. Наша шапка Мономаха хранится в Оружейной палате Московского Кремля (правда, чтобы попасть туда, придется постоять в очереди за билетами). Венгерская корона святого Стефана пребывает в здании парламента в Будапеште (туда тоже немного проблематично попасть, запрещают подходить близко к витрине и ограничивают время просмотра несколькими минутами, однако увидеть корону всё-таки можно). Только ради чешской короны приходится ждать пять лет и потом еще восемь часов томиться в очереди.

Причем, если ситуацию с короной еще можно хоть как-то оправдать традицией, остальные примеры ничем кроме как глупостью музейного начальства объяснить уже не получится. Плюс вечное отсутствие денег.

Первобытную статуэтку Вестоницкой Венеры обнаружил в 1925 году выдающийся чешский археолог Карел Абсолон на раскопках стоянки охотников за мамонтами около моравской деревеньки Долни Вестонице. Там вообще много чего любопытного нашлось, однако статуэтка Венеры занимает среди всех находок особое место. Долгое время она считалась древнейшей скульптурой в истории человечества, и по сей день остается древнейшей керамической статуэткой (на самом деле она сделана не из керамики, а из обожженной золы, но принцип тот же). То есть что-то более уникальное сложно даже представить. Тем не менее, Вестоницкая Венера постоянно спрятана в сейфе Моравского земского музея в Брно. В прошлом году она впервые за последние сколько-то там десятилетий вывозилась за границу — на выставку в Британском музее. В Чехии Вестоницкую Венеру последний раз показывали в 2006 году, то есть семь лет назад.


Вестоницкая Венера. Долни Вестонице, 29–25 тыс. лет до нашей эры. Собрание Моравского земского музея, Брно.

Для сравнения... Другой сопоставимый шедевр первобытного искусства — Вилендорфская Венера — постоянно выставлен в Музее естествознания в Вене. Для найденной в 2008 году в Германии статуэтки Венеры из Холе-Фельс (которая, собственно, и отняла у чешской венеры звание древнейшей скульптуры человечества) планируется построить отдельный музей. А пока музея нет, статуэтка кочует с выставки на выставку.


Первобытные венеры хотя бы в нескольких вариантах существуют. Следующий же артефакт вообще не имеет аналогов нигде в мире. Эта каменная голова была обнаружена в 1943 году около деревеньки Мшецке Жехровице под Прагой. Скульптура датируется третьим веком до нашей эры, когда территорию нынешней Чехии еще населяли племена кельтов. Считается, что это самый значительный памятник кельтского искусства. При этом за последние полвека голова выставлялась лишь трижды. Последний раз — в 2011 году и всего на один день. В экспозиции пражского Национального музея (пока он еще не закрылся на ремонт) всё это время посетителям предлагалось осматривать очень плохую гипсовую копию. Причем на этикетке не было даже подписано, что это копия.


Кельтская голова. Мшецке Жехровице, III век до нашей эры. Собрание Национального музея, Прага.


Аналогичная ситуация с памятниками Великой Моравии. Все основные археологические находки первого в истории славянского государства обычно хранятся в сейфах уже упомянутого Моравского земского музея или Института археологии Академии наук Чехии. В музейных же витринах лежат копии. Сейчас некоторые наиболее ценные экспонаты можно увидеть в оригинале на выставке про святых Кирилла и Мефодия в пражском монастыре святой Анежки (причем даже тут два экспоната заменены копиями). Кто еще не был — осталось всего несколько дней, чтобы увидеть сокровища Великой Моравии. Выставка закрывается 2 февраля, после чего все артефакты снова на неопределенное время отправятся в сейфы.


Серебряный крест с изображением распятого Христа. Нове-Место, IX век. Собрание Моравского земского музея, Брно.


Картину Тициана «Наказание Марсия» часто называют самым дорогим произведением живописи на территории Чехии. Не исключено, что это на самом деле так. Как минимум, это последняя крупная работа Тициана, законченная им незадолго до смерти. В старости художник уже практически не пользовался кистями и наносил краски на холст руками. Волею судеб один из важнейших шедевров итальянского Возрождения оказался заброшенным в провинциальный моравский городок Кромержиж. Сегодня он экспонируется там в картинной галерее при летней резиденции архиепископа Оломоуцкого. То есть, теоретически желающие увидеть картину всё-таки могут. Правда, с одной оговоркой — дворец открыт для посещения только с мая по сентябрь, плюс в апреле и октябре туда можно попасть по выходным. Остальные месяцы шедевр Тициана закрыт на замок.


Тициан «Наказание Марсия». 1570–1576 годы. Дворец архиепископа Оломоуцкого, Кромержиж.


Картинам русских художников повезло еще меньше. На территории Чехии хранится крупнейшее собрание русской живописи за пределами бывшей Российской Империи. Большинство картин находятся в собственности пражской Национальной галереи и десятилетиями не покидают ее запасников. Самым известным примером, пожалуй, является автопортрет Ильи Репина с палитрой. Художник написал его в 1915 году по заказу Игоря Грабаря, тогдашнего директора Третьяковской галереи. По неизвестным причинам картина так и не была куплена Третьяковкой и в итоге оказалась в Чехии. Без этого автопортрета не обходится ни одна монография о творчестве Репина. Однако сама картина последний раз экспонировалась на выставке где-то в 1950-е годы, то есть уже более полувека никто не видел ее в оригинале. Аналогичным образом десятилетиями не покидают запасников и другие произведения русской живописи.


Илья Репин «Автопортрет за работой». 1915 год. Собрание Национальной галереи, Прага.


Справедливости ради добавим, что ситуация потихоньку меняется к лучшему. Несколько работ русских художников с некоторых пор включены в постоянную экспозицию Национальной галереи. Теперь в Ярмарочном дворце можно увидеть картины Бориса Григорьева, Аристарха Лентулова и Роберта Фалька. Несколько лет назад в Пражском Граде был выставлен наконец уникальный Святовитский клад, прежде тоже долгое время хранившийся в сейфах. В прошлом году Вышебродский монастырь на юге Чехии впервые за последние полвека выставил Крест Завиши. Правда, его, как и шедевр Тициана, можно посмотреть только в летние месяцы. Аналогичным образом, то есть только в летний сезон, работает и замок Бечов-над-Теплоу под Карловыми Варами, где хранится средневековый реликварий святого Мавра.


Кстати, если кто не в курсе, наказание сатира Марсия заключалось в том, что с него по приказу Аполлона заживо содрали кожу. Отличный, надо сказать, сюжет. При этом картина Тициана примечательна еще и своими размерами — два на два метра. Вот как она выглядит в интерьере дворца архиепископа:


Картина Тициана «Наказание Марсия» в картинной галерее летнего дворца архиепископа Оломоуцкого в Кромержиже.


Не забываем на всякий случай зафрендить меня и подписаться на обновления блога на фейсбуке или вконтакте.
Tags: чехия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments