Владислав (wlad_1978) wrote,
Владислав
wlad_1978

Category:

Горный поход – планирование, прохождение и экстренная помощь

[Group 1]-_MG_3549__MG_3561-13 images 2500.jpg
по клику на фото 2500 пикслей

1. Планирование горного маршрута
2. Готовность и прохождение маршрута
3. Экстренный вызов
4. Цепочка спасения
5. Первая помощь и содействие спасателям
***
1.Планирование горного маршрута
Технически вы не должны не бояться высоты и иметь уверенный шаг. Горные дорожки и тропинки чаще всего только обозначены и не обслуживаются. Осыпающаяся порода, голые камни и скалистые выступы при неосторожности могут привести к нежелательным падениям и по-настоящему неприятным последствиям.
Очень часто даже в летнее время многие проходы покрыты старым снегом и требуют умения правильно передвигаться и наличие хорошей обуви (уже испытанной). Если тропинка будет идти вдоль обрыва, то головокружение это последнее что нужно – вы должны уметь наслаждаться высотой.

Что важно уметь?
• Начинать с лёгкими маршрутами и если вы понимаете, что справляетесь повышать сложность
• Можно поучаствовать в курсах прохождения маршрутов, чтобы почувствовать высоту, склоны, как ходить по осыпающейся породе, снегу

Хорошее общее физическое состояние
С подъёмом и спуском на 1000 метров вполне нормально можно справиться. Многочасовые походы от хижины к хижине, спуски в долину требуют достаточной выносливости в мускулах ног и предварительная специальная тренировка выносливости никогда не будет лишним.

Что делать?
• Нужно регулярно тренироваться – езда на велосипеде, бег, подъёмы и спуски с холмов, nordic walking

Умение ориентироваться и читать карту, пользоваться компасом и альтиметром
Хорошее ориентирование особенно во время долгих походов это не каприз обстоятельств, а скорее неотъемлемое правило. Если заблудиться, то это может привести к весьма плачевным последствиям. Карта желательна с масштабом 1:25000 с компасом и альтиметром. Кроме этого нужно наблюдать за обозначениями на тропе, особенно когда снег скрывает маркеры. Кроме этого можно ориентироваться по спутниковой навигации, но она в различных условиях не достаточно точна. До того как отправиться в путь нужно досконально изучить функции вашего прибора.
***
В планировании горного маршрута нужно максимум информации о местности из различных источников.

Такими источниками могут быть альпийские карты или любые другие топографические карты с хорошим масштабом, путеводители, книги по материальной части из сферы альпинизма. Прочими источниками могут быть местные информационные центры, опытные проводники или просто местные жители, ну и конечно массу информации можно найти в интернете.

Никогда не ориентируйтесь только по местности и не надейтесь н свой собственный компас. Научитесь правильно читать обозначения на картах и схемах и изучить материал путеводителей, в случае если вы не уверены, то воспользуйтесь услугой проводника.
***
Перемена погоды на высоте от 2000 метров может произойти очень быстро и/или сильно отличаться от той что в долине или у горной хижины. На высоте атмосферные фронты очень быстро и сильно меняют погодные условия и даже в разгар лета в горах может идти снег или проливной дождь.
При высокой влажности возможно не только затруднения при передвижении, но возможны и оползни и сходы лавин. Кроме этого возникает проблема с ориентированием при плотном тумане. Низкие температуры могут провести к переохлаждению и резкой потере сил за считаные минуты. Если вы устали и замёрзли, то это реальная опасность для жизни. Сводки погоды и данные о перемещении атмосферного фронта очень важны.
***
Правильная экипировка: обувь, одежда и снаряжение
Чем выше и сложнее поход по горам, тем серьёзнее должна быть обувь желательно кожаная или комбинированная поверхность с пропиткой и мембраной и устойчивой подошвой.
В зависимости от погоды так же нужна системная одежда: легкое светлое мембранное бельё с рукавами, системный софшеловый свитер в качестве второго слоя или флис, длинные брюки с пропиткой, штормовка с капюшоном, шапка и перчатки, возможно сменный комплект белья, если ожидается затяжной подъём или непогода, носки на толстом основании.
***
Снаряжение
• Стоит помнить о солнцезащите – солнцезащитный крем, плотные очки прикрывающие уголки глаз, кепка или косынка с возможностью прикрыть шею
Комплект первой помощи для мелких ран и волдырей достаточно
• Изолирующее одеяло (тонкая фольга на полиэтиленовой основе)
• Мобильный
• Карта, компас
• Рюкзак объёмом на 20-30 литров для походов на 1-2 дня с системой подачи воды
Телескопические туристические трости
***
Еда и провиант
Питьё – иногда советуют изотоник, но чаще всего 1-2 литров жидкости может оказаться мало, потому есть смысл иметь пластиковый бурдюк на литра 2 в рюкзаке и дополнительную бутылку.

Еда – небольшой перекус из расчёта на время похода, может парочку сухих сладких энергетических батончиков
К прочим мелочам: карманный нож, фонарик ручной или даже лучше налобный и возможно свисток. Фонарём можно всегда подать сигнал и указать место нахождения и потому удобно, если в фонарь уже зашита эта функция.

2. Готовность и прохождение маршрута

Приспосабливание к горному воздуху и защита от ультрафиолета
Привлекательность гор достаточно велика как и некоторые риски – количество кислорода несколько меньше и начиная с 2500 метров нетренированный житель равнин чувствует отчётливо. Может быть лёгкое головокружение и потеря физической кондиции. В первые три дня стоит привыкать к условиям и горному воздуху.
Разряженный воздух сильнее пропускает ультрафиолет и потому нужно головной убор а солнечные очки, а на открытые части тела наносить солнцезащитный крем с максимальным фактором защиты.

Основные данные маршрута
Перед выходом нужно точно помнить детали:
• Разницу высотных метров подъёма и спуска
• Общую дистанцию / расстояние в километрах
• Максимальную высотную точку
• Тип местности и состояние троп
• Возможности остановок и варианты прерывания маршрута
• Общую продолжительность маршрута

Правильное планирование маршрута должно включать запас по времени на перерыв и достаточно времени для возвращение до наступления темноты. Есть так же смысл иногда проинформировать гостиницу или хозяина где вы снимаете ночлег о ваших планах и предположительном времени возвращения.

При долгих походах стоит отправляться с рассветом:
• При походах около 8 часов
• Сильным перепадом температуры в сторону повышения
• При возможной непогоде после обеда
Если вы вдруг изменили планы и не вернётесь на постоянное место пребывания, то стоит предупредить чтобы вас при случаи на начали искать.

Правильное поведение в пути
В начале пути не стоит вовсе спешить, постепенно привыкайте, ваше тело должно понемногу разогреться и привыкнуть к темпу. Стоит помнить, что уже осенью вблизи ручьёв и рек уже может появляться лёд. В летнее время при постоянной солнечной погоде может быть повышенная концентрация озона и при высоких значениях и чувствительные люди должны заканчивать восхождения уже в первой половине дня, когда ещё нет пиковых значений.

Чтобы хорошо со всем справиться:
• Вовремя и достаточно пить (уже через час после выхода). При нагрузке тело требует гораздо больше жидкости
• Перерывы в движении должны быть регулярными и первый перерыв на 20-30 минут стоит сделать через 2 часа после выхода
• Стараться во время перерыва немного перекусить

Безопасность прежде всего
Достигнуть вершины это всегда приятно и незабываемо, но не стоит на вершину вскарабкиваться из последних сил. Если встречаются преграды или трудно пересекаемые участки пути, то не стоит рисковать.

При плохой видимости:
• Всегда оставаться на тропе и обращать внимания на маркеры
• Вернуться к последнему маркеру, если потеряна тропинка
• Не пытаться просто так идти наугад
• Оставаться в группе

В случае если вы потерялись в тумане, то стоит только ждать пока туман рассеется и защититься от влаги и холода. Спуск при плохой видимости может иметь серьёзные последствия

При непогоде, дожде и молниях:
• Избегать возвышений, вершины и мокрые расщелины, металлические ограждения
• Не поддаваться панике
• Стараться не находится на мокрой поверхности
• Гроты или выступы достаточно надежны, если они обеспечивают достаточное расстояние от стены и можно полностью в них укрыться

3.Экстренный вызов
Если несмотря на все тщательные приготовления в пути что-то произошло и необходима помощь, то нужно знать телефонные номера куда сообщить о происшествии для организации спасения в зависимости от страны но чаще всего в Европе действует номер 112.

В независимости от места нахождения нужно правильно сообщить данные:
- имя, номер кто сообщает о происшествии и является ли человек участником случая
- что произошло, вид и степень травмы, как произошёл случай
- точные указания места и настоящие условия
- количество пострадавших
- время происшествия

Альпийский экстренный вызов - световой или акустический сигнал о помощи – это 6 сигналов в минуту потом 1 минута перерыв, а ответ – 3 сигнала в минуту. Даже если вам ответят,
не прекращайте сигналить чтобы было понятно ваше местонахождение.

Каждый путешественник, кто услышал или увидел сигнал, обязан сообщить ближайшей службе спасения.

4. Цепочка спасения
Нужно понимать, что информация проходит через несколько контрольных узлов, которые решают какие средства и в какой срок будут реализованы для организации спасения, потому нужно сначала по мере возможности оказать первую медицинскую помощь, а затем звонить спасателям. Если вы не одни, то кто-то должен звонить спасателям, а кто-то заниматься пострадавшим до прибытия дальнейшей помощи.
Вы должны следить за пострадавшим/ми и наблюдать состояние, чтобы предотвратить по возможности ухудшение состояния, переохлаждения и/или потери крови/сознания.
Углубляться в тему первой медицинской помощи не буду, так как об этом есть прочие источники

5.Содействее спасателям
- соблюдайте спокойствие
- по мере возможности оказывайте помощь пострадавшим о переохлаждения и позвоните в службу спасения
- общайтесь с пострадавшим и не оставляйте его одного
- при посадке вертолёта сигнализируйте если вам нужна помощь

Посадка вертолёта
• Место 25х25 м без препятствий для лопастей
• Прочная поверхность для посадки минимум 4х4 метра
• Посадка и взлёт не непосредственно рядом с пострадавшим

Правильное поведение при посадке вертолёта
• Стойте спиной против ветра и покажите условный знак «Y» или просто разведите руки по горизонтали
• Стойте на краю посадочного места
• Не отходите в сторону, даже если вертолёт приближается непосредственно к вам
• Приближайтесь к машине только после полной остановки лопастей
Надеюсь, что информация относительно приготовлений будет полезная, а экстренная помощь не потребуется.

В приготовлениях всегда нужно здраво смотреть на вещи и не переоценивать свои силы, чтобы чего не случилось. Переться куда-то из последних сил и считать километры туда и назад это последнее дело...

Пару ссылок по теме
Outdoor at Home
Фото-тур, тюлька и дзен

Tags: survival wild, горы, снаряжение, туризм
Subscribe

Posts from This Journal “горы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments